воскресенье, 14 апреля 2013 г.

Натюрморт от Питер Клас / Pieter Claesz...

Питер Клас / Pieter Claesz
Год рождения: 1597
Место рождения: Бургштейн, Вестфалия, Нидерланды
Дата смерти: 01.01.1661 года
Год смерти: 1661
Место смерти: Харлем, Нидерланды
Гражданство: Нидерланды

Биография

Breakfast with Ham (1647)
The Hermitage, St.Petersburg
Заказать копию картины в Москве
В голландском искусстве XVII века исследователи намечают целый ряд самостоятельных школ, связанных с крупными городами. Одним из таких важных художественных центров был в этот период и Гарлем. Гарлем сыграл особую роль в утверждении в правах нового для того времени жанра изобразительного искусства — натюрморта. Гарлемский натюрморт как бы выделился из... группового портрета. Точнее говоря, из портретов членов стрелковых гильдий, встречающихся за торжественным банкетным столом, которые с таким блеском писал Ф. Хальс. Вначале новую композицию так и называли — банкет. Термин «натюрморт» появился лишь около 1650 года. Одним из лучших мастеров гарлемского и вообще голландского натюрморта первой половины XVII века, способствовавших его большой популярности, был Питер Клас (Клаас).

Клас был родом из Вестфалии, из маленького городка Бургштейнфурта. О его молодых годах известно немного. Самые ранние из его работ относятся к 1621 —1622 годам. В них еще есть ученическая неуверенность, очевидна и ориентация на признанные образцы, на искусственно торжественные композиции и выбор вещей Н. Гиллиса и Ф. ван Схотена. Предметы пока что в них мало связаны друг с другом, весьма изолированы, и разве только то, что они уже смещены от центра к углу стола, говорит о будущем Класе. Однако в работах 1630-х годов Питер Клас уже выступает как тонкий и самостоятельный мастер.
«Трубки на столе» (1636)Pieter Claesz
The Hermitage, St.Petersburg

Заказать копию картины в Москве
Прекрасным образцом зрелого творчества художника является натюрморт «Трубки на столе» (1636), хранящийся в Ленинградском Эрмитаже. Мотив этот, правда, весьма необычен для Питера Класа, но сама манера исполнения достаточно характерна. Натюрморт решен строго и сдержанно, целен по цвету. Его скромность носит, можно сказать, программный характер. Эта особая камерность, соразмерность с живым, конкретным человеком — большое достоинство Класа.

Одно время художник по примеру некоторых утрехтских мастеров, увлеченных Караваджо, занялся проблемами искусственного освещения. Писал, например, то, как неровное пламя свечи отражается на поверхности бокала, но в целом утрехтские натюрморты казались ему не только неестественными, но и слащавыми.
«Завтрак» (1642) Pieter Claesz
Заказать копию картины в Москве
«Завтрак» 1642 года, находящийся в московском Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, знакомит нас уже с подлинным Питером Класом. Это наиболее типичный для мастера сюжет. Ведь прежде всего художник вошел в историю как мастер, писавший натюрморты со скромными завтраками. Предметы вроде бы случайно и в то же время на поверку очень продуманно расставлены на краю стола. Натюрморт строго выдержан в серо-коричневых насыщенных тонах и оставляет впечатление ясности, простоты и особого благородства.

В «Завтраках» Питера Класа при том, что они, казалось бы, неизбежно должны повторять друг друга, каждый раз есть неповторимое особое настроение.

Обычно для своих композиций Питер Клас выбирает немного предметов. Красивый бокал или лимон, небрежно оставленные на углу стола, фрукты и устрицы. Между вещами у художника всегда ведется скрытый внутренний диалог, их взаимоотношения строго определены. Художник высоко ценит красоту самой вещи, благородство ее пропорций, необычность фактуры. В натюрмортах Класа нетрудно увидеть то оптимистическое, мажорное, более того эпикурейское отношение к жизни, которое столь показательно для нидерландского бюргера XVII столетия, его тягу к тихой частной жизни. Искусство Питера Класа и ориентируется именно на такого потребителя, учитывает его индивидуальные потребности. Это творчество интимное по своему характеру и непритязательное.

Питер Клас мастерски строит композицию своих натюрмортов. В большинстве случаев в его натюрмортах низкий горизонт, четко выявляется какой-либо вертикальный предмет, скажем, высокий стеклянный бокал, вокруг которого организуется композиция из других предметов. Художник дает возможность ощутить неповторимость, плоть каждого из них. На всех предметах лежит печать присутствия человека. Во всем Гарлеме только В. Хеда мог сравниться по своему мастерству с Питером Класом. Так рядом и вошли их имена в историю искусства.
«Still Life with Wine and Smoking Implements» (1638)Pieter Claesz
Заказать копию картины в Москве
«Fish Still Life» (1637) Musee du Louvre, Paris
Pieter Claesz
Заказать копию картины в Москве
«Still Life with Musical Instruments» (1623) Musee du Louvre, ParisPieter Claesz
Заказать копию картины в Москве
«Still Life with Wine Glass and Silver Bowl» (Staatliche Museen, Berlin)Pieter Claesz
Заказать копию картины в Москве
«Still Life» (1633) Staatliche Kunstsammlungen, Kassel
Pipes and Brazier

Заказать копию картины в Москве
«Vanitas Still Life» (суета, тщеславие) (1630) Mauritshuis, The Hague
Pipes and Brazier

Заказать копию картины в Москве
«Натюрморт с тортом» (1627) Национальная галерея, Лондон
Pipes and Brazier

Заказать копию картины в Москве
«Натюрморт из серии Vanitas» (1630-е) Рейксмузеум, Амстердам
Pipes and Brazier

Заказать копию картины в Москве

0 коммент. :

Отправить комментарий